Более восьми тысяч бывших заключенных и подследственных, заключивших контракты с ВСУ в 2024-25 году, продолжают службу, но постепенно "обрастают" большим количеством свежих уголовных производств.
Более восьми тысяч бывших заключенных и подследственных, заключивших контракты с ВСУ в 2024-25 году, продолжают службу, но постепенно "обрастают" большим количеством свежих уголовных производств.
Напомним, 17 мая 2024 года президент Владимир Зеленский подписал закон № 11079-1, разрешивший отдельным категориям уже осужденных и подследственных, освобождаться по условно-досрочным приговорам для службы в украинской армии.
"Страна" выяснила, что происходит с "контингентом" экс-осужденных в ВСУ.
С момента начала кампании по мобилизации осужденных, получившей довольно громкий резонанс, в украинских тюрьмах изъявили желание мобилизоваться в ВСУ около 12 тысяч человек. Официальной статистики всех получивших УДО по закону № 11079-1 Министерство юстиции не публиковало, однако предполагалось, что пополнить ряды ВСУ по этому закону могут до 30 процентов от 52 тысяч украинских заключенных. То есть около 15 тысяч человек.
В действительности контракты заключили около 8 с половиной тысяч, о чем в апреле 2025 года заявил Минюст Украины. То есть - чуть больше половины от предполагаемого количества. Недобор, скорее всего, можно объяснить не только небольшой популярностью закона № 11079-1 среди заключенных, но и тем, что комиссии и суды, выносившие условно-досрочные приговоры в связи с заключением контрактов с ВСУ, многим арестантам по разным причинам отказывали - "Страна" насчитала в реестре судебных решений несколько десятков таких решений.
Те, кто получил УДО по закону № 11079-1, переодевшись в армейский пиксель, продолжили службу в специализированных подразделениях "Шквал", созданных при нескольких бригадах ВСУ специально под новый "контингент" с криминальным прошлым.
По словам командиров ВСУ, с которыми пообщалась "Страна", бывшие арестанты служат вполне средне, как и другие бойцы без криминального бэкграунда. А иногда демонстрируют даже очень высокую степень боеспособности и стойкости.
Однако, есть нюансы.
"В плане боевых задач, зеки воюют вполне на уровне других подразделений. Но с ними связана куча проблем - за зеками нужен глаз да глаз, без присмотра их оставлять нельзя. Как только они оказываются на второй или третьей линиях, многие из них тут же норовят употребить какую-либо наркоту или спиртное. Добыв и употребив наркоту или алкоголь, среди них начинаются драки, неуставщина или СЗЧ. Если арестанты оказываются в тылу, тут же следует эпидемия краж - солдаты "Шквалов" воруют все, что "плохо лежит". Командирами специализированных рот "Шквал" первоначально назначали очень волевых и сильных офицеров и сержантов, которые могли держать контингент в узде. Но потом выяснилось, что силовые методы, обычные для ВСУ, не особо годятся для зеков - бывали случаи, когда командиров избивали или даже пытались выстрелить в спину на позициях. Поэтому сейчас должности командиров "Шквалов" стали своеобразным наказанием - туда все чаще назначают офицеров и сержантов с залетами. И это сказывается на дисциплине", - говорит "Стране" один бывший командир одного из "Шквалов".
О том, что бойцы подразделений "Шквал" намного чаще других совершают уголовные преступления, сказали нам и еще несколько военных, сталкивавшихся по службе с бывшими заключенными в ВСУ.
"Позиции зека оставляют редко, в отличие от мобилизованных. Почти все БР-ки (боевые распоряжения - Ред.), даже абсолютно бредовые - такие часто поступают от вышестоящего начальства, выполняют. Никаких заградотрядов за спецротами "Шквал" не ставят. Но как только спецроты с позиций отводят в тыл, начинается разброд и анархия - каждый из них норовит с@бать подальше от фронта под разными предлогами - жалуются на болезни, некоторые сами себя травмируют, лишь бы уехать, как они говорят "на больничку". Дело в том, что по условиям контракта солдатам спецподразделений "Шквал" не положен отпуск или увольнения. Если им отказывают в направлении на лечение, начинается повальное СЗЧ - по спискам многие роты "Шквал" состоят почти наполовину из мертвых душ - командиры рот не успевают писать рапорта в бригады. Поэтому на выездах из расположений рот "Шквала" всегда усиливают блок-посты. Большинство СЗЧшников возвращают в роту в тот же день. Наказания, как правило, идут в виде штрафов - лишений зарплат и боевых выплат. Но и с теми, кто не пытается слинять в тыл, то же есть проблемы - многие слоняются по местности, норовят украсть у гражданских все что попало, пытаются достать спиртное и тут же бухают", - признается старший сержант К., одно время служивший в "Шквале".
Подтверждения словам военных о склонности к новым уголовным преступлениям бывших заключенных, ставших бойцами ВСУ, есть в реестре судебных решений Украины. "Страна" насчитала более ста приговоров в отношении бойцов подразделений "Шквал", а также несколько сотен решений по новым уголовным производствам в отношении бывших заключенных на службе ВСУ.
Часто фигурантами новых уголовных производств в отношении контингента бывших заключенных в ВСУ становятся неоднократно судимые ранее.
Например, в одном из дел четырежды ранее судимый солдат роты "Шквал" украл у своего же командира, сержанта, автомат и два магазина патронов. Которые затем пытался продать жителям села, в котором находилась рота, за двадцать тысяч гривен. А не найдя желающих купить оружие, ушел в самоволку. За это боец "Шквала" получил приговор в 10 лет тюрьмы. К слову, на суде были озвучены свидетельские показания о том, что этот солдат ранее был замечен в мародерстве и часто пьянствовал.
А в этом судебном приговоре речь идет о ранее девять раз судимом за кражи, сбыте наркотиков и мошенничестве солдате роты "Шквал". Находясь в больнице, бывший заключенный украл у другого солдата мобильный телефон, подобрал пароли и украл с помощью телефона сорок тысяч гривен. Также среди эпизодов новой криминальной карьеры бойца "Шторма" - угон авто.
В этом судебном приговоре описана эпопея краж еще одного солдата "Шквала". На боевой позиции бывший заключенный нашел гранаты, планируя затем их продать. Также рядом с расположением подразделения нашел растущие кусты марихуаны, собрал урожай и насушил для себя 34 грамма травы. Но попался солдат совсем на другом - украв у жителей села бензопилу и перфоратор. За что и получил срок в 6 лет - с учетом неотбытого до службы в ВСУ года наказания, условно прощенного ему до заключения контракта.
О целой серии краж и грабежей солдата роты "Шквал" идет речь и в данном приговоре. Среди преступлений бывшего заключенного - несколько краж со взломом, в том числе аптеки. А также кража барсетки у прохожего. Результат - 5,5 лет тюрьмы.
В судебном приговоре рассказано о пьяной драке - ранее судимый солдат "Шквала" в пьяном виде чуть не убил своего сослуживца топором. За что и был приговорен к восьми годам лишения свободы.
Большинство приговоров в отношении солдат спецподразделений "Шквала" касается краж, грабежей, автоугонов и разбоев. Например, согласно материалам судебного дела солдат украл электромотор, планшет и...пять уток со двора соседа по расположению роты, за что получил пять с половиной лет лишения свободы.
Однако некоторые судебные дела в отношении бойцов "Шквала" касаются более серьезных преступлений, например, разбоев с избиением и даже убийств. Согласно этому приговору, солдат "Шквала" в процессе совместной пьянки убил хозяина дома, в котором он жил - речь идет о так называемом добровольном подселении военных в гражданские помещения в местах расположения подразделений ВСУ. За убийство солдат "Шквала" получил 9 лет колонии.
Впрочем, кроме дел о кражах, взломах и угонах есть и довольно нестандартные преступления бойцов "Шквалов". Например, приговор свидетельствует о том, что дисциплина явно хромает не только у бывших заключенных, ставших военными. Командир специализированной роты "Шквала", лейтенант, 03.04.2025 в пьяном виде врезался в Харькове на джипе Гранд Чероки в другую машину. В результате был убит гражданский водитель автомобиля. За это командир спецроты "Шквал" получил срок в пять лет.
Еще один приговор рассказывает о солдате роты "Шквал", получившем срок за хранение марихуаны судя по фабуле приговора, бывший заключенный еще в сентябре 2024 года заключил контракт с ВСУ и получил условно-досрочное освобождение с дальнейшим прохождением службы в армии. Однако фактически продолжил службу... в Николаевском следственном изоляторе, причем в должности стрелка второго штурмового отделения первого штурмового специализированного взвода первой штурмовой специализированной роты "Шквал" (так в приговоре - Ред.). 28 февраля 2025 года солдата "Шквала" задержали в СИЗО Николаева оперативные сотрудники изолятора - при обыске обнаружив в кармане военного восемь грамм наркотика. Впрочем, суд отнесся к военному, задержанному... в СИЗО, вполне лояльно, назначив ему штраф в 17 тысяч гривен без лишения свободы.
Очень много приговоров связаны с СЗЧ и неисполнением приказов командиров. Причем нередко сами бойцы "Шквалов" говорят, что к этому их вынудило плохое отношение командиров.
Так, о конфликте с офицерами сообщил один из бойцов "Шквала". Он рассказал, что после участия в боях в Курской области в составе 17-й танковой бригады, где был ранен, попросил предоставить ему отпуск, чтоб проведать мать. Но получил отказ и покинул часть самовольно. По итогу суд ему дал 5 лет и 1 месяц лишения свободы.
Еще один осужденный военный из "Шквала" также конфликтовал с командованием из-за плохих условий службы, которые, по его словам, мало отличались от тюремных условий (процветало воровство и неуставные отношения), а также из-за отказа в отпуске. По итогу он ушел самовольно, был задержан и получил 5 лет тюрьмы.
А еще один солдат "Шквала" получил за СЗЧ 8 лет тюрьмы. Он заявил, что командование плохо относилось к рядовому составу и угрожало оружием. А на просьбу предоставить отпуск командир части ответил матом в духе "езжайте, куда хотите", что бывший зек, по его словам, воспринял как разрешение на отпуск.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.