Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Политика

ОПЕК+ хитростью оберегает цены на нефть

Еще в январе нефть стоила 76-82 доллара за баррель, а на этой неделе ее цены упали до четырехлетнего минимума — ниже 60 долларов за бочку.

Российская Urals в апреле в среднем стоила всего 55 долларов за баррель. Это стало следствием беспощадной торговой войны Дональда Трампа со всем миром. Казалось бы, самое время для ОПЕК+ поддержать падающие цены на нефть, как она это делает после пандемии уже не первый год. Но вместо этого организация, наоборот, в апреле решилась на более значительное повышение добычи в мае, а на днях удивила мировой рынок еще раз. ОПЕК+ увеличит добычу на 411 тысяч баррелей в сутки не только в мае, но еще и в июне. Это и вызвало обвал цен на этой неделе.

Почему же ОПЕК+ предпринимает шаги, которые не помогают, а вредят черному золоту? И почему Россия, которая уже столкнулась с падением доходов бюджета и ростом его дефицита, не воспротивилась, а поддержала повышение добычи в рамках ОПЕК+?

Причина в том, что если бы ОПЕК+ сохранила ограничения на добычу или пошла на еще большее снижение производства, то это неминуемо привело бы к краху не только сделки, но и самой организации. А это для рынка и для самих производителей нефти куда более страшный и опасный сценарий, потому что грозит шоковым обвалом нефтяных котировок до 20-30 долларов за баррель, то есть мировым энергетическим кризисом. На этом фоне текущие цены на нефть в 55-60 долларов за баррель покажутся райскими.

Что же может привести к развалу сделки ОПЕК+ и самого картеля? Внутри организации уже давно зреет недовольство политикой ограничения добычи. Если это просто не замечать, недовольство только усилится. И кто-то один из членов организации может просто не выдержать и отказаться сдерживать добычу, уйти в свободное плавание, распаковав свое производство. А это легко может стать спусковым крючком для остальных недовольных, которым надоело отдавать свою долю на рынке другим, неопековским игрокам.

Развал ОПЕК+ означает, что в одночасье на мировой рынок может вывалиться 4,5 миллиона баррелей в сутки. Именно во столько оценивается резервный объем добычи странами организации, который сейчас сдерживается. Конечно, сразу нарастить так резко добычу не получится, но даже вывод на рынок половины от этого объема — два миллиона баррелей в сутки — приведет к шоковому сценарию: обвалу цен до 20-30 долларов за баррель.

Поэтому Россия, по сути, выбирает из двух зол меньшее. Лучше согласиться на некомфортные для бюджета нефтяные цены в 55-60 долларов за баррель и дать шанс Минфину РФ выкрутиться из непростой ситуации, чем столкнуться с еще более низкими ценами (в два-три раза) и настоящим кризисом.

Чем же недовольны члены организации? Тем, что им уже не один год приходится добывать меньше, чем они хотели бы, ради поддержания цен на черное золото выше 75-80 долларов за баррель. И все было бы хорошо — дорогая нефть выгодна ее экспортерам, если бы на рынке не было других производителей нефти, которые не входят в альянс и ни в чем себя не ограничивают. Наоборот, высокие цены, которые обеспечила сделка ОПЕК+, помогает другим странам активно наращивать добычу, ведь при 80 долларах за баррель многие нефтяные проекты становятся рентабельными. Например, Гайана заявила, что готова удвоить добычу к 2030 году, наполеоновские планы в этом секторе обозначила и Бразилия. Активно наращивали добычу также американские сланцевые компании. И все они вместо благодарности отбирали долю на рынке членов ОПЕК+. Конечно, бесконечно это не могло продолжаться. В ОПЕК+ решили, что именно сейчас настало время поубавить пыл других игроков.

Повышение добычи решит еще одну проблему, которая тоже вызывала недовольство и разлад внутри ОПЕК+. Ряд стран не соблюдали дисциплину ограничения и добывали больше, чем должны были. Периодически в этом были замечены и Казахстан, и ОАЭ, и даже Россия. Москва привела свою добычу в соответствие с обязательствами нефтяного альянса. Но не все оказались такими ответственными. В Казахстане, например, недропользователями являются в основном иностранные компании — и у государства не получается заставить их снизить добычу.

Если бы ОПЕК+ и дальше сокращала добычу, то это привело бы, скорее всего, к деградации дисциплины внутри альянса, что лишь увеличивало бы градус всеобщего недовольства и желание выйти из сделки. Тогда как легальное увеличение добычи в мае и июне позволяет довести ее в ряде стран, по сути, до реального уровня. Тем самым уровень дисциплины повышается сам собой.

Так что для ОПЕК+ по-прежнему важна цена на нефть. Об этом говорит и тот факт, что альянс пошел на повышение добычи именно в мае и июне. Это не случайно. Расчет такой: дополнительно добытая в мае и июне нефть будет переработана в топливо и поступит на рынок аккурат в летний автомобильный сезон — с июля по сентябрь в Северном полушарии. Более высокий спрос со стороны автомобилистов проглотит дополнительные объемы предложения, и в сухом остатке это не окажет серьезного давления на нефтяные цены.

Да и торговая война Трампа может затухнуть, а не разгореться. По крайней мере, спустя месяц активной фазы обмена пошлинами рядом с апокалипсическим сценарием погружения всего мира в рецессию и резкого обвала спроса на нефть появился более позитивный сценарий. Он предполагает, что США удастся договориться о компромиссах со многими странами, плюс пострадавшие от трамповских пошлин игроки найдут другие рынки сбыта. Например, Германия надеется создать торговый альянс с Канадой и Мексикой, Китай стал заигрывать с Японией и так далее. Все это уже хорошие новости для нефтяных котировок.

Именно поэтому цены на нефть показали сначала эмоциональное резкое падение после заявления ОПЕК+ о повышении добычи, а потом очень быстро стали отыгрывать потери. Рынок успокаивается, видя, что ситуация не так плоха, как может показаться на первый взгляд.

 


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.