Многие обратили внимание на недавние заявления Путина во время визита в Китай и на экономическом форуме во Владивостоке с предложением к Зеленскому приехать в Москву, если он хочет встречи на уровне президентов.
Многие обратили внимание на недавние заявления Путина во время визита в Китай и на экономическом форуме во Владивостоке с предложением к Зеленскому приехать в Москву, если он хочет встречи на уровне президентов.
Однако, если послушать эти комментарии Путина, то там он о встрече упомянул вскользь, добавив, что в ней особого смысла пока не видит.
В основном же он говорил о проблемах, которые, по его утверждению, есть с подписанием мирного договора с Украиной.
Во-первых, это все тот же тезис о «нелегитимности» Зеленского (опровергаемый украинскими властями), а значит и о «нелегитимности» любых соглашений с ним.
Во-вторых, он дал понять, чтоб хотел бы официального признания Украиной аннексии территорий. Но для этого нужно проводить референдум, что во время военного положения запрещено.
Также, исходя из его более ранних заявлений и публикаций в СМИ, своим условием прекращения огня Путин ставит вывод украинских войск со всей территории Донецкой и Луганской областей (ранее он требовал вывода войск еще и со всей территории Херсонской и Запорожской областей, но, по данным СМИ, во время встречи с Трампом на Аляске он снял такое требование).
Если все это сопоставить, то вырисовывается лишь одна схема, по которой условия, выставляемые Путиным, могут быть реализованы (о ее реалистичности скажем ниже).
Во-первых, это вывод ВСУ из Донбасса с одновременным парафированием текста мирного соглашения.
Далее – прекращение огня по всей линии фронта (объявление перемирия) и отмена военного положения в Украине, назначение выборов парламента и президента.
Далее подготавливается законопроект об изменениях в Конституцию (это могут быть не только вопросы территорий, но и нейтральный статус, и русский язык и прочие условия возможного мирного соглашения), который Рада направляет в Конституционный суд (с июня там уже есть необходимый кворум для принятия решений – 12 судей).
Далее – КСУ заявляет о соответствии законопроекта Конституции после чего он выносится на референдум, назначенный на день выборов.
Далее – на выборах избирается президент и Рада. Последняя на первых же заседаниях принимает изменения в Конституцию. Так как изменения должны приниматься в двух чтениях на двух разных сессиях Рады, то для ускорения процесса может быть использован способ, уже апробированный в 2019 году "слугами народа".
Тогда, 29 августа, на первом же заседании Рады, парламент принял изменения в Конституцию по отмене депутатской неприкосновенности в первом чтении. Затем спикер объявил первую сессию нового парламента закрытой.
Назначил на 3 сентября вторую сессию, где изменения в Конституцию были утверждены во втором чтении. Та же схема может быть использована и по новым изменения в Конституцию.
Затем изменения в Конституцию подписывает новый президент. Он же (или его представитель) затем подписывает и мирный договор с РФ, а Рада его ратифицирует.
Оговоримся - неизвестно имеют ли в виду в Кремле именно такую схему, но она единственная, которая позволяет решить вопросы по имплементации в украинском правовом поле мирных соглашений, в той форме, которую продвигает Москва.
При этом очевидно, что Киев сейчас ни на один из пунктов этой схемы идти не намерен. Более того, распространено мнение, что Путин выставляет такие условия, чтоб украинские власти от них точно отказались. А если и согласились, то это вызвало бы внутренний бунт и дестабилизацию с угрозой краха фронта.
Не говоря уже о том, что сам план сложный и даже если на него Банковая даст формальное согласие, то на любом этапе он может быть сорван (через решение КСУ, провал референдума, отсутствия 300 голосов в Раде для изменения Конституции). И, в таком случае, дело ограничится отводом войск и соглашением о временном прекращении огня.
Но, повторимся, пока вообще не видно ситуации, при которой Киев будет готов обсуждать даже первый пункт плана (отвод войск из Донбасса), не говоря уже о всех остальных.
Ситуация может измениться лишь в случае очень жесткого давления со стороны США, либо резкого ухудшения ситуации на фронте.
Хотя Москва и хочет получить под контроль всю территорию Донбасса без боя (по данным СМИ Путин выдвинул это на Аляске как условие окончания войны), накал боевых действий в Донецкой области не снижается.
На данный момент под устойчивым контролем Украины остается до трети территории региона. Это агломерация Славянск-Краматорск-Дружковка- Константиновка и Святогорск на северо-западе области. Также не захвачены ещё несколько городов - Покровск, Доброполье, Мирноград, Северск, Лиман.
По тому, куда пытаются продвигаться российские войска в последнее время, вырисовывается примерная стратегия РФ по захвату всей территории Донецкой области.
С начала лета (см. динамическую карту) наметились две "клешни", которые формирует армия РФ. Одна - около Покровска и Мирнограда, которые фактически находятся в полуокружении.
Вторая - вокруг Славянско-Краматорской агломерации.
Для развития второй "клешни" необходимо прорваться к северу около Доброполья (где в августе уже была попытка прорыва), и в районе Лимана (где как раз сейчас идет активное продвижение).
Если расстояние между этими клешнями будет менее 30-40 километров (сейчас - по разным картам около 60-70 км), то это пространство будет насквозь пробиваться дронами РФ, которые, как мы писали, после продвижения российских войск на лиманском направлении, уже начали массово бить по трассе Славянск-Изюм. И фактически оборона северной части Донбасса станет для ВСУ крайне тяжелой задачей, что поставит вопрос о целесообразности дальнейшего удержания этой территории, так как потери обороняющихся украинских сил могут оказаться выше, чем у наступающих войск РФ.
В этой же логике идет и продвижение РФ к югу от Константиновки - максимально приблизиться к логистическим артериям ВСУ в Славянско-Краматорской агломерации и парализовать их дронами.
Это не будет означать быстрого падения этой агломерации, поскольку ее готовили для обороны. Но это ухудшит стратегическое положение ВСУ, поскольку увеличит цену удержания остатков Донецкой области - и обеспечит россиянам предпосылки для продвижений и прорывов наподобие того, который был недавно под Добропольем.
При этом пока до такой "дроновой изоляции" севера Донецкой области еще далеко, и будет ли она осуществлена, зависит от наличия резервов у российского командования, а также от сил, которые смогут выделить ВСУ для обороны. Россияне, как утверждают некоторые западные СМИ и украинские OSINT-аналитики, сейчас перебрасывают дополнительные силы на Донбасс и готовятся к активной осенней кампании.
Но и командование украинских войск отправляет подкрепления. Которые на данный момент смогли купировать опасный прорыв около Доброполья, однако ещё не остановили продвижение РФ на лиманском направлении.
Одна из наиболее бессмысленных дискуссий в рамках переговоров по войне в Украине – это тема личной встречи Владимира Зеленского и Владимира Путина.
При том что она почему-то преподносится как чуть ли не краеугольный камень всего процесса.
На это уже давно делают упор Киев и европейцы, проводя линию, что "Зеленский готов к встрече, а Путин ее избегает, а значит, он не настроен на мир и его нужно Трампу жестко наказать санкциями".
Первоначально в Кремле на это отвечали в духе "мы не против встречи, но она должна быть хорошо подготовлена".
Но недавно Путин решил подхватить эстафету и заявил, что готов в любой момент встретиться с Зеленским. Но только если тот приедет в Москву. На что президент Украину уже фактически ответил отказом. Что, в свою очередь, уже вызвало встречные обвинения в его адрес из России на тему "Зеленский не хочет мира, не хочет договориться о завершении войны, а потому и не едет в Москву".
Но на самом деле ключевой вопрос в другом – а зачем вообще сейчас Зеленскому и Путину друг с другом встречаться? Представим, что Зеленский даже приедет в Москву. Что дальше? Путин ему повторит те же условия, которые он озвучивал Трампу на Аляске (вывод всех украинских войск из Донецкой области и т.д.). Зеленский ответит отказом и выдвинет свои требования – перемирие по линии фронта, согласие Москвы на размещение войск НАТО в Украине, выплата репараций и т.д. Путин на это также ответит отказом. На том разговор и будет закончен.
Проблема не в организации встречи Путина и Зеленского. Проблема в полном несовпадении позиций сторон по условиям завершения войны. И пока эти позиции не сблизятся, любые встречи бессмысленны, как и разговоры о них.
А если позиции будут согласованы (для чего достаточно и переговоров технических команд), то подписать документ о завершении войны может кто угодно. Не обязательно президенты. Могут специально уполномоченные их представители.
Поэтому встреча Зеленского и Путина если и имеет практический смысл, то только после того, как договоренности будут полностью подготовлены до такой степени, что останется поставить лишь подписи.
Но до этого пока далеко.
Ранее глава МИД Турции сообщил о принципиальной договоренности в Стамбуле о встрече Зеленского и Путина, в то время как журналист Bloomberg сообщил, что Зеленский приедет на встречу с Путиным в Москву, только если ему прикажет Трамп.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.